Ядерная тьма
language

Холодная война растаяла только слегка

Автор – Стивен Старр (Steven Starr)

Статья впервые опубликована в Columbia Tribune

*Примечание для читателей: название статьи было изменено без моего разрешения. В оригинале название звучало так:

Холодная война не закончилась:
Ядерное сдерживание против ядерного разоружения

В заключение своего саммита в апреле 2008 года президенты Джордж Буш и Владимир Путин пришли к соглашению, что Холодная война закончилась и что еще один Кубинский ракетный кризис “немыслим”. Рядом стояли американские и российские офицеры с кейсами, с помощью которых их президенты могли бы быстро передать пусковой приказ, который в течение трех минут поднял бы в воздух сотни баллистических ракет с тысячами ядерных боезарядов, чтобы они начали свой тридцатиминутный полет к России и Соединенным Штатам.

Несмотря на публичные высказывания о дружбе, Соединенные Штаты и Россия продолжают действовать в соответствии с политикой, которая предполагает, что каждая из сторон могла бы санкционировать ядерную атаку против другой. Неспособность покончить с их ядерной конфронтацией времен Холодной войны привела обе нации к сохранению в высокой боевой готовности около 2600 стратегических ядерных боезарядов, которые могут быть запущены с помощью ракет в течение всего нескольких минут, и их главной миссией остается уничтожение на другой стороне ядерных сил, промышленной инфраструктуры, а также политического и военного руководства.

Многие американцы не знают, что это оружие существует. Они не представляют себе, что только один стратегический ядерный заряд, взорванный над городом или промышленным районом, мог бы вызвать гигантский огненный ураган на площади от 40 до 65 квадратных миль. Огромные ядерные арсеналы были фактически скрыты от общества и удалены из сферы его знаний, поэтому улыбающимся американскому и российскому президентам было нетрудно провозгласить "мир в наше время".

Другой Кубинский ракетный кризис может быть “немыслимым”, но продолжающаяся ядерная конфронтация между США и Россией означает, что он, безусловно, не является невозможным. Несмотря на президентские уверения, отношения между Вашингтоном и Москвой сейчас, наоборот, хуже, чем в любое время после распада Советского Союза. И ядерное оружие остается в центре российско-американских политических разногласий.

За одиннадцать месяцев до апрельского саммита 2008 года Путин объявил о проведенных испытаниях новой русской баллистической ракеты, способной нести несколько ядерных боеголовок, что стало ответом на планируемое развертывание Америкой новой системы противоракетной обороны в Восточной Европе. Буш сказал, что эта американская система предназначается для перехвата иранских ракет, нацеленных на США. Россия в ответ на это утверждает, что у Ирана ракет дальнего действия нет и что они, скорее всего, появятся нескоро, - но даже если бы Иран создал их, планируемые места для размещения американских радаров и перехватчиков находятся на сотни миль севернее тех районов, где их надо было бы установить в идеальном случае.

В то же время, место, планируемое для американской системы, является идеальным для отслеживания расположенных в европейской части России ядерных баллистических ракет. Расстояние от Москвы до высокочастотного радара Х-диапазона (Гегагерцы) в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше составит от 800 до 1000 миль. Если такую ситуацию перевернуть наоборот, то это эквивалентно установке российских ракет на северном берегу озера Верхнее. Россия считает, что предлагаемая система США представляет непосредственную угрозу для ее стратегических ядерных вооружений и предупреждает, что она будет нацеливать свои ракеты на чешские и польские районы, где американская система будет развернута.

Российские аргументы поддерживаются двумя уважаемыми американским физиками, Джорджем Льюисом (George Lewis) и Теодором Постолом (Theodore Postol). Они отмечают, что эта американская система противоракетной обороны (ПРО) была бы способна отслеживать и блокировать почти каждую российскую ракету, запущенную с позиций западнее Урала в направлении Соединенных Штатов. Эти ученые говорят, что единственной очевидной причиной выбора Восточной Европы для размещения элементов американской ПРО является желание иметь перехватчики поближе к России, и намерение сделать эти перехватчики и радар дополнением к уже разворачиваемой системе ПРО на континенте США.

Москва также обеспокоена постоянными усилиями по расширению НАТО и стремлением окружить Россию американскими военными базами. Несмотря на бурные возражения России, Буш продолжает настаивать на приеме бывших советских республик Украины и Грузии в НАТО. Если бы это произошло, то вооруженные силы НАТО встали бы на границах России. В случае приема Украины в НАТО и размещения на ее территории элементов американской ПРО, Россия обещает нацелить на эти районы свои ракеты.

НАТО, которая началась как антисоветский альянс, замкнулась в менталитете Холодной войны, который рассматривает Россию в качестве врага и сохраняет ядерное оружие в качестве главной военной опции. Четыреста восемьдесят американских ядерных бомб (это больше, чем все развернутые ядерные арсеналы Франции, Великобритании, Китая или Израиля) складированы на восьми европейских базах НАТО. Это выдвинутое вперед американское оружие, в соответствии с планами НАТО по ядерным ударам, предназначено для применения против целей на Ближнем Востоке или в России.

Холодной войне не будет конца до тех пор, пока США и Россия не понизят боевую готовность их ядерных арсеналов и не прекратят, наконец, свою ядерную конфронтацию. Это, безусловно, не произойдет, пока Соединенные Штаты продолжают настаивать на расширении НАТО, игнорируя при этом российскую озабоченность по поводу предлагаемой Вашингтоном системы противоракетной обороны в Европе.

Стивен Старр (Steven Starr) является независимым автором, публиковавшимся в Бюллетене Ученых-Атомщиков (Bulletin of the Atomic Scientists) и на сайте Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и окружающей среды при Московском физико-техническом институте (armscontrol.ru). Он недавно оставил медицинскую профессию, чтобы работать педагогом и консультантом по проблемам ядерного оружия.

Самоубийство – это не оборона

Даже если президент Обама повернет в противоположном направлении агрессивную военную политику администрации Буша, потребуется новое мышление, чтобы, действительно, положить конец американо-российскому ядерному противостоянию. Новое мышление потребуется потому, что ядерное сдерживание остается ключевой военной стратегией США и России, как и любого другого ядерного государства. Концепция сдерживания делает продолжающееся существование всех ядерных арсеналов рациональным выходом.

В Военном Словаре Министерства обороны США говорится: “Сдерживание есть представление о существовании правдоподобной угрозы неприемлемого противодействия”. Сегодняшняя “правдоподобная угроза”, созданная оперативно развернутым ядерным оружием США и России, в тысячу раз превосходит по совокупной мощности все боезаряды, взорванные во второй мировой войне. Совершенно очевидно, что “правдоподобная угроза”, основанная на таком арсенале, означает уничтожение большей части людей на планете.

Многие военные и гражданские лидеры, которые опираются на ядерное сдерживание, полагают, что реального пути к уничтожению ядерного оружия нет. Вопрос, который они не могут задать самим себе, состоит в том, каким будет через некоторое время вероятный выбор из этих двух альтернатив действий? Упрямо сохранять предельно опасные ядерные арсеналы как основу политики сдерживания, или же искренне стремиться к миру, свободному от ядерного оружия?

Те, кто считают бессрочное сохранение ядерного оружия целесообразным и легитимным выходом, часто склонны представлять идею уничтожения ядерных арсеналов как “дестабилизирующую” цель, и очевидно полагают, что сдерживание всегда будет предотвращать ядерную войну. Однако такой их долгосрочный оптимизм не подтверждается ни логикой, ни историей.

Сдерживание будет работать лишь до тех пор, пока все стороны остаются рациональными и боятся смерти. Однако для многих экстремистских групп правдоподобная угроза возмездия не является сдерживающим фактором, независимо от того, каким по силе оно могло бы быть. История полна примерами иррациональных лидеров и решений, которые приводили к войне. Ядерное оружие вкупе с человеческой подверженностью ошибкам не только делает ядерную войну возможной, но в конечном итоге делает ее неизбежной.

Если конечная цель политики национальной безопасности состоит в обеспечении сохранения нации, тогда попытка достижения этой цели через ядерное сдерживание должна рассматриваться как полнейший провал. Поскольку сдерживание не устанавливает рациональных лимитов на величину и структуру ядерных сил, были созданы десятки тысяч единиц ядерного оружия. Они продолжают находиться в боевой готовности и терпеливо ждут, чтобы уничтожить не только нашу нацию, но и любой другой народ на Земле.

Последние исследования показывают, что пожары, вызванные взрывами только половины процента совокупного ядерного арсенала США и России, создали бы 50 миллионов тонн дыма, который поднялся бы в стратосферу и блокировал большую часть света от поверхности Земли. Последовавшая за этим ядерная тьма привела бы к падению глобальной температуры до тех же, или ниже, уровней, какие имели место 18 тысяч лет назад в разгар последнего Ледникового Периода. Эта тьма сохранялась бы много лет, сделав сельское хозяйство практически невозможным, а также, вероятно, привела бы к коллапсу земных экосистем, испытывающих напряжение уже сегодня.

Так что, следствием лишь одного провала системы сдерживания мог бы стать конец истории человечества. Большая ядерная война сделает нашу планету непригодной для обитания. Даже конфликт между Индией и Пакистаном, при котором взорвано лишь полпроцента от глобального ядерного арсенала, привел бы, в соответствии с прогнозами, к катастрофическим нарушениям глобального климата.

Лидеры, которые решили защитить свою нацию с помощью ядерного оружия, должны считаться с тем фактом, что ядерная война есть самоубийство, а не способ сохранить своих граждан. Самоубийство – не способ обороны.

Если мы принимаем утверждение, что “реалистичного пути к безъядерному миру нет”, тогда мы приговариваем детей всего мира к действительно мрачному будущему. Вместо этого нам надо отвергнуть менталитет 20-го века, который все еще продолжает вести нас к пропасти, и понять, что ядерное оружие представляет угрозу для рода человеческого.

Nuclear Darkness
language

Cold War Has Thawed Only Slightly

By Steven Starr

Article originally appeared in Columbia Tribune

*Note to readers: the paper changed my original title without my permission, it was:

The Cold War hasn't ended:
Nuclear deterrence versus nuclear disarmament

At the conclusion of their April 2008 summit, Presidents George W. Bush and Vladimir Putin agreed the Cold War was over and that another Cuban missile crisis would be "unthinkable." Standing nearby were U.S. and Russian military officers, each holding a briefcase from which their respective president could quickly transmit a launch order that, in about three minutes, would cause hundreds of ballistic missiles armed with thousands of nuclear warheads to begin their 30-minute flights toward Russia or the United States.

Regardless of public expressions of friendship, the United States and Russia continue to operate under policies that assume each could authorize a nuclear attack against the other. The failure to end their Cold War nuclear confrontation causes both nations together to maintain a total of at least 2,600 strategic nuclear warheads on high-alert, launch-ready status, whose primary missions remain the destruction of the opposing side’s nuclear forces, industrial infrastructure and civilian/military leaders.

Most Americans don’t know these weapons exist. They have no idea a single strategic nuclear warhead, when detonated over a city or industrial area, could ignite an enormous firestorm over a total area of 40 to 65 square miles. The vast nuclear arsenals have effectively been hidden from public view and removed from public knowledge, thus making it easy for smiling U.S. and Russian presidents to proclaim "peace in our time."

Another Cuban missile crisis might be "unthinkable," but the continued U.S.-Russian nuclear confrontation means it certainly isn’t impossible. Presidential assurances to the contrary, the relations between Washington and Moscow are worse than at any time since the fall of the Soviet Union. And nuclear weapons remain at the heart of U.S.-Russian political disagreements.

Eleven months before the April 2008 summit, Putin revealed Russian tests of a new ballistic missile capable of carrying multiple nuclear warheads were a response to the planned deployment of a new U.S. missile defense system in Eastern Europe. Bush said the U.S. system is designed to intercept Iranian missiles aimed at America. Russia argues Iran has no long-range missiles and is not soon likely to have them - and even if it did have them, the sites for the proposed U.S. radar and interceptors are hundreds of miles north of where they should ideally be located.

The U.S. system, however, would be in an ideal spot to track European-based Russian nuclear-armed ballistic missiles. X-band radar in the Czech Republic and missile interceptors in Poland are to be located between 800 and 1,000 miles from Moscow. If the situation were reversed, it would be the geographical equivalent of putting Russian missiles on the northern edge of Lake Superior. Russia views the proposed U.S. system as a direct threat to its strategic nuclear weapons and warns it will target its missiles at the Czech and Polish sites where the system is to be based.

Russian arguments are supported by two respected U.S. physicists, George Lewis and Theodore Postol. They say the U.S. missile defense system would be able to track and engage almost every Russian missile launched toward the United States from Russian sites west of the Urals. The physicists said the only obvious reason for choosing Eastern Europe for a missile defense site is to place U.S. interceptor missiles close to Russia, making it possible for the European-based radar and interceptors to be added as a layer against Russia to the already developing U.S. continental missile defense.

Russia is also deeply threatened by constant efforts to expand NATO and encircle Russia with U.S. military bases. Despite vehement Russian objections, Bush continues to insist the former Soviet republics of Ukraine and Georgia be allowed to join NATO. Should this happen, NATO military forces will be positioned on the borders of Russia. If Ukraine joins NATO and accepts the deployment of U.S. anti-missile defenses on its territory, Russia has threatened to target it with nuclear warheads.

NATO, which began as an anti-Soviet alliance, is locked in a Cold War mentality that regards Russia as the enemy and keeps nuclear weapons as a primary military option. Four hundred eighty U.S. nuclear bombs (a force larger than the entire deployed nuclear arsenals of France, the United Kingdom, China or Israel) are stored at eight European NATO bases. These forward-based U.S. weapons are intended for use, in accordance with NATO nuclear strike plans, against targets in the Middle East or Russia.

The Cold War will not really end until the United States and Russia stand down their high-alert, launch-ready nuclear arsenals and finally cease their nuclear confrontation. This surely will not happen as long as the United States continues to push for NATO expansion while ignoring Russian concerns about its proposed European missile defense system.

Steven Starr is an independent writer who has been published by the Bulletin of the Atomic Scientists and the Moscow Institute of Physics and Technology Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies.  He recently retired from the medical profession to work as an educator and consultant on nuclear weapons issues.

Suicide is Not a Defense

Even if President Obama reverses the aggressive military policies of the Bush Administration, it will require new thinking to truly end the U.S.-Russian nuclear stand-off. This is because nuclear deterrence remains the key operational strategy of the U.S. and Russia - and every other Nuclear Weapons State. Deterrence provides the rationale for the continued existence of all nuclear arsenals.

The U.S. Department of Defense Military Dictionary says, “Deterrence is a state of mind brought about by the existence of a credible threat of unacceptable counteraction.” The current “credible threat” posed by operational U.S. and Russian nuclear weapons is equal to 1000 times the explosive power of all the bombs detonated during World War II. It seems quite clear that the “unacceptable counteraction” posed by these weapons includes the destruction of most people on the planet.

Many military and civilian leaders who rely upon deterrence believe that there is no realistic path to the abolition of nuclear weapons. The question they fail to ask is what are the likely outcomes over time of these two alternative courses of action? Is it ultimately more dangerous to persist with nuclear arsenals governed by deterrence policies or to instead earnestly pursue a nuclear-weapons-free world?

Those who see utility and legitimacy in the perpetual maintenance of nuclear weaponry often tend to regard nuclear abolition as a “destabilizing” goal, and apparently assume that deterrence will forever prevent a nuclear war. Their long-term optimism, however, is supported neither by logic nor history.

Deterrence will continue to work only as long as all sides remain rational and fear death. Many extremist groups, however, are undeterred by any credible threat of retaliation, regardless of how large that threat might be. And history is filled with examples of irrational leaders and decisions which lead to war. Nuclear weapons combined with human fallibility not only make nuclear war possible, they will eventually make it inevitable.

If the ultimate goal of national security is to ensure the survival of the nation, then the pursuit of this goal through nuclear deterrence should be viewed as an utter failure. Because deterrence set no rational limits on the size and composition of military forces, tens of thousands of nuclear weapons were created. They still are ready and patiently waiting to destroy not only our nation, but every nation on Earth.

Recent research predicts that fires caused by the detonation of half of the U.S.-Russian nuclear arsenals would produce 50 million tons of smoke, which would rise to the stratosphere and block much of the sunlight from reaching Earth. The resulting nuclear darkness would cause global temperatures to drop to as cold or colder than they were 18,000 years ago at the height of the last Ice Age. The darkness would persist for many years, making agriculture virtually impossible, and would likely lead to the collapse of the Earth's already stressed ecosystems.

Thus the consequences of a single failure of deterrence could be the end of human history. A large nuclear war will make our planet uninhabitable. Even a conflict between India and Pakistan, that detonates less than one half of one percent of the explosive power of the global nuclear arsenal, is predicted to cause catastrophic disruptions of the global climate. A nuclear war cannot be won and must not be fought.

Leaders who choose to “defend” their nations with nuclear weapons must face the fact that nuclear war is suicidal and not an option if their citizens are to survive. Suicide is not a defense.

Should we choose to accept the assertion that “there is no realistic path to a world free of nuclear weapons”, then we sentence the children of the world to a dark future indeed. We must instead reject this 20th century mindset, which is still driving us towards the abyss, through an understanding that nuclear weapons pose a threat to the human species.